Светлана Ивченко (ivv4a) wrote,
Светлана Ивченко
ivv4a

Ледокольные истории

Сбегала второго мая на Фестиваль ледоколов. Про организацию фестиваля (точнее, про ее отсутствие) говорить не буду, при очень приличной рекламе (по крайней мере в сети ее не увидел только сильно ленивый) организовано все было через левое колено, в общем, плохо организовано. Так что не будем о грустном.
При всем  желании попасть на все ледоколы, я, объективно оценив размеры очередей и свои скромные силы, прошла по набережной Шмидта и перекочевала на Английскую  :-)
А там  первым делом потопала к очереди на "Мудьюг" ("Мудьюг" и "Крузенштерн" были пришвартованы на Английской набережной).
Вот они, красавцы:


Кстати, история ледоколов восходит к далекому 1825 году, именно тогда оформился основной принцип, ставший впоследствии своеобразным ледокольным лозунгом: "Давить, а не таранить!"  А получилось это благодаря американцу Уильяму Джонсу (эврика!), предложившему впервые в истории построить судно с наклонными штевнями.
Первые ледоколы были этакими увальнями, называли их машинами для взламывания льда :-)


Первые ледоколы. Продольный разрез

К 1855 году ледоколы уже способны были ломать лед толщиной до 20 см. Пройдет еще  40 с небольшим  лет, и на свет появится знаменитый Ермак, первый арктический ледокол. Это было первое в мире судно, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.


А потом был 20 век, и в этом "потом" мы создали единственный в мире атомный ледокольный флот, - еще один, очень веский, повод для гордости за свою страну :-)
На сегодняшний день в эксплуатации ФГУП "РОСАТОМФЛОТ" находятся семь атомных судов.
В современной России пока что спущен на воду один атомоход — «50 лет Победы», заложен он был  еще в советские времена под названием «Урал».
Некоторые ледоколы, кстати, и по сей день используются для туристических экскурсий к Северному полюсу. Вот в такую экскурсию я бы вписалась с превеликим удовольствием!

Но вернемся к фестивалю ледоколов :-)
Отстояв три часа в очереди за право подняться на борт легендарной "калоши", таки взгромождаюсь на палубу "Мудьюга" в ожидании... не чуда, конечно, но, в потаённой надежде, что вот сейчас, со мной на борту, ледокол очнется от дрёмы и "пойдем" мы сним, то есть, он со мной на борту, бороздить.. что-нибудь :-)



Естественно, чуда не случилось, но все, что было в открытом доступе на ледоколе, было мной тщательно исследовано. :-) Впрочем, не так и много было предложено к публичному ознакомлению, как ни жаль, внутрь никого не пускали, а так хотелось увидеть всю эту мощь изнутри! Попасть в машинное отделение, подержать в руках штурвал, посидеть в кают-компании, спуститься в просторное ледокольное "брюхо"..  У меня не получилось, но - да здравствует всемирная паутина - нашлись счастливцы, побывавшие внутри "Мудьюга", так что, кому интересно, отчет об этом можно посмотреть вот тут.
И все же это было прекрасно! Чего стоят только шершавые, промасленные швартовые тросы, просторнейший бак, на котором после давнишней уже модернизации можно хоть в футбол играть, да и в принципе - каждый сантиметр этой мощной посудины навевает мысли о суровых арктических льдах :-)







Впрочем, с некоторых пор о суровом севере "Мудьюг" разве что видит свои ледокольные сны :-) Строился "Мудьюг" на знаменитой финской "Вяртсиле" в 1982 году. А в в 1987 году немецкая фирма предложила переделать ледокольный нос по швейцарскому проекту. До миделя (середины) ледокол фактически разобрали и приделали новый нос, который действительно чем-то напоминет калошу :-)



Лопатообразная носовая часть имеет три режущих кромки (скеги). В результате такой модернизации ледокол практически не может двигаться задним ходом, а нос-"калоша" разбивать толстые льды Арктики оказался не в состоянии. Но в остальном этот красавец прекрасно справляется :-) После испытаний, проходивших у Шпицбергена, "Мудьюг" работал в Архангельске, потом же, в начале двухтысячных, был передан Петербургу, где и работает по сей день. И если в условиях Арктики он уступает другим собратьям, то в наших широтах режет лед идеально.


Рында на носу и маяк на шлюпочной палубе

Напоследок - еще немного фото. Конечно, фотографии не передают всего, но все же пусть будут :-)











Tags: #история, #фестивальледоколов
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments