Светлана Ивченко (ivv4a) wrote,
Светлана Ивченко
ivv4a

Про капризную эмаль. Радость первая :-)

Бывают места и встречи – знаковые. Скажем, если где-то очень понравилось, судьба непременно даст еще один шанс оказаться в том самом месте.
Именно так я восприняла еще одну возможность побывать на ювелирном производстве в компании ФиЛЛарт. Впервые оказалась там в составе группы блогеров в декабре 2014 года, тогда нам показали практически весь технологический процесс изготовления ювелирных изделий из серебра. Признаюсь, больше всего запомнился и больше всего эмоций вызвал как раз процесс эмалирования, работы с эмалью.
Да, в ФиЛЛарте специализируются на серебряных изделиях с горячей эмалью. Признаюсь, до того момента я очень слабо представляла себе не только сам процесс, но и вообще мало что знала о тонкостях этого искусства. Между тем, тема интереснейшая, не только исторически, но и в современном ее формате, потому что, как оказалось, есть эмаль и эмаль, и между ними – пропасть :-).
Но об этом – чуть позже.
Для начала же предлагаю полюбоваться эмалевой красотой.

Вот, например, комплект из серии «Цубако», нежный и прозрачный, по-весеннему чистый узор:



И еще немного эмалевой весны:



Впрочем, признаюсь, мне нравится все, что с таким вдохновением делают в ФиЛЛарте.
Поэтому, когда меня пригласили туда в очередной раз, до поездки считала дни. Тем более, что это была не обычная экскурсия: нам предстояла встреча с удивительным человеком :-).
Не раз уже говорила, и повторять буду, что в любом творческом деле некоторый фанатизм и увлеченность просто необходимы, без этого не бывает творчества, без этого бывают тусклые штампы. Вот и сейчас беседа с эмальером Альбиной Жукаевой оставила по себе очень светлое впечатление.

Сейчас Альбина работает в эрмитажной лаборатории научной реставрации под руководством Игоря Карловича Малкиеля. Вообще же у нее за спиной годы работы на ювелирном производстве, работа в известных московских мастерских. Так что об эмали она знает все.. или почти все, ведь без малейшего преувеличения можно сказать, что для любого настоящего художника искусство – бесконечно. Точно так и с эмалью – эта капризная и весьма переменчивая «дама» далеко не сразу открывает все свои секреты, можно годами оттачивать мастерство, но в итоге всегда появляются все новые грани и нюансы в овладении техникой, а главное - магией эмали.
В том, что эмаль – это вполне магическая субстанция, после беседы с Альбиной я, например, уже не сомневаюсь :-)

«Для меня важен сплав теории и практики, - признается Альбина, - Например, искусствоведы об эмали знают все, но у них нет практических знаний. В моем случае, все гораздо интереснее: всю теорию я могу себе представить, потому что я работала на производстве.
Но есть и масса нюансов, которые можно понять только в процессе работы над изделием. Казалось бы, стекло и стекло, намолотил и плавь. Но тут все настолько тонко, происходит какая-то самая настоящая магия: тот момент, когда эмаль растекается в печи, расплавляется, его ни с чем не сравнить».

Но далеко не вся эмаль изготавливается горячим способом! И вот тут настало время поговорить про эмаль и эмаль :-).
Итак.
Вы подходите к витрине магазина, перед вами – целая рассыпь прекрасных бранзулеток с эмалью, и на первый взгляд все они одинаковые. Но какие-то стоят дороже, какие-то – дешевле. Практичная ваша «половинка» настойчиво твердит о том, что «экономика должна быть экономной», а изделия вроде одинаковые… Но не торопитесь включать свою бережливость, познакомьтесь с эмалью.
Дело в том, что есть два способа нанесения эмали – горячий и холодный. Сейчас, даже на волне увлечения эмалью, очень многие делают изделия с эмалью холодным способом – это менее трудоемко, менее затратно, но, по сути, такие изделия, точнее, такая эмаль – это не более чем стекло, просто цветное стекло. Скажу больше, холодная эмаль недолговечна, она быстро истирается и тускнеет. Скажу еще больше – в технике холодного нанесения никогда не добиться такого перехода цветов, такой глубины и такой долговечности изделия, как в изделиях с горячей эмалью.

В работе с холодной эмалью практически не требуется оборудования, а также какой-то особенной подготовки поверхности изделия. Холодная эмаль отлично закладываются на любые сплавы не только золота, но даже и на не металлические поверхности, требует минимальных профессиональных навыков от мастера, сроки обучения технике закладки таких эмалей исчисляются днями - неделями.
Но и готовое изделие с холодной эмалью будет, возможно, красивой, но – бижутерией. Об искусстве тут говорить не приходится.

Горячая эмаль – другое дело. Капризна, но если уж получится этим искусством овладеть, вам представится шанс стать настоящим художником, впрочем, только после долгих лет труда и преданного служения эмали. :-)

«Когда кладешь эмаль горячую, нужно обязательно учитывать с каким металлом работаешь, знать свойства металла, как отливалась вещь – на производстве или вручную, какова толщина металла. Тут очень много нюансов. В печке же идет сцепление на физическом уровне. Если эмали что-то не понравится, она просто в один прекрасный момент сколется», - рассказывает Альбина.

Но больше всего чудес и легенд связано с красной эмалью. И тут я не шучу :-). Умение правильно положить красную эмаль считается высшим пилотажем для любого эмальера.
Это своего рода пропуск в касту посвященных, не менее.
Капризная, с переменчивым настроением и непростым характером – такая она, красная эмаль :-). На самом деле технология нанесения и обжига красной эмали мало чем отличается от прочих, нюанс в том, что в составе красной эмали присутствует золотой порошок, так называемые, наночастицы золота, именно это дает эмали красный цвет. Но вся сложность еще и в обжиге – чуть изменишь температуру, и получится совершенно другой оттенок.

PA292260
(с) Творческая мастерская "Сирин". Москва.

PA241568
(с) Творческая мастерская "Сирин". Москва.

А вот теперь давайте снова вернемся к витрине магазина. Что скажет теперь ваша практичная "половинка"? Моя, например, даже после первого "шапошного" знакомства с технологиями нанесения эмали, молчит, предоставив право выбора чувству прекрасного и безмерному уважению к труду и таланту мастеров-эмальеров :-).

Теперь же, позвольте, я сделаю небольшую паузу, а впереди еще будет рассказ о технике гильош, приемах растяжки и.. поверьте, будет интересно :-).
Tags: #ФиЛЛарт, #настоящее_серебро, #ремесло, #хорошие_люди
Subscribe

Posts from This Journal “#настоящее_серебро” Tag

  • Серебро, которое объединяет.

    Есть задачка с очень вкусным решением, и я предлагаю решить эту задачку, точнее даже - уравнение - всем миром :-). Вот, смотрите. Есть прекрасная и…

  • Моё FiLLART-овое лето

    Если бы мне еще год назад кто-то сказал, что я стану поклонницей техники эмали по серебру, как минимум, не поверила бы. Нет, изделия из серебра мне…

  • Серебряных дел мастера

    Мой город удивителен. Наполнен символами и метками. Вот только, с вашего позволения, сейчас мы не будем говорить о петровых свершениях, царственной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments